Пранаяма
Мой сайт
Главная » 2013 » Июль » 15 » Пранаяма
13:10
 

Пранаяма

2011.09.07 | YOГА журнал

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ — ЗДОРОВЫЙ…

Вячеслав Смирнов

Йога рассматривает человека как одну единую целостную систему. Тело – своего рода «проекция» сознания, в которой проявлены все основные характеристики сознания индивида. Все деформации, очаги напряжения или, наоборот, «слабые» зоны полностью проявлены в структуре тела. Наиболее «грубые» из блокировок проявлены в более-менее явных узлах напряжения скелетной мускулатуры. Они являются скорее вторичными, «наложенными» сверху на первичные и фундаментальные негативные информационные отпечатки в структуре сознания. Более глубинные блоки, в наибольшей степени определяющие психоэмоциональный фон человека и его жизнь в целом, «прописаны», или спроецированы, в тонкую, дыхательную и висцеральную мускулатуру. Это мышечные формирования, лежащие на стыке физического и психического аспектов человека.

Это одна из причин, по которой дыхание часто называют мостом между телом и психикой. По этой же причине только «телесноориентированные» технологии мало изменяют жизнь человека и совсем слабо затрагивают глубинные психические структуры. Технологии, в которых предусматривалась кардинальная перенастройка дыхания, позволяют добиться намного более быстрых результатов за намного более короткое время. При этом эффект от воздействия уходит в тело, отражаясь на состоянии внутренних органов и систем организма, и в структуру сознания, отражаясь на мотивационном и психоэмоциональном статусе человека. Наиболее радикальный эффект предполагает непосредственно прямая работа со структурой сознания. Эффект от нее транслируется через структуры, связанные с дыханием, в тело. Одну из техник подобной перенастройки внимания мы рассматривали в прошлой статье (см. YOГА №7, «Динамика внимания»).

В процессе дыхания заключен еще один важный для нас механизм. Все в окружающем нас мире, равно как и в организме человека, подчинено определенным циклам. Состояние каждого из нас постоянно изменяется в зависимости, например, от циклов солнечной активности, фаз луны или ритма сердечных сокращений. Оптимальное состояние здоровья характеризуется, в частности, правильными ритмами жизненной активности. Для нас наиболее доступны два из них. Совершенно любой человек в состоянии научиться управлять этими ритмами и контролировать их. Этот навык открывает доступ к управлению и оптимизации функционирования всех систем организма и психических структур. Нормальный ритм, или нормальная цикличность двух базовых процессов в организме – дыхания и сердечных сокращений, – даст возможность перенастроить все органы и системы организма и восстановить их работоспособность.

Третий механизм, связанный с дыханием, также очень важен. В классической литературе по теории йоги описываются пять пран: прана, апана, самана, вьяна, удана. Эти пять основных видов энергии организма контролируют все основные функции организма человека. От их состояния напрямую зависит состояние здоровья и состояние сознания человека, для него они являются своего рода фундаментом. Принято считать, что когда пять пран движутся правильно, когда их движение упорядочено, человек здоров и полон сил, а его сознание стабильно. Когда их движение нарушается, начинаются различного рода сбои в организме: от элементарных соматических нарушений до тяжелых психических расстройств.

Основным механизмом, управляющим движением, взаимодействием и распределением пяти пран, является дыхание. Если дыхание упорядочено, пять пран движутся и взаимодействуют правильно. В традиционной восточной медицине принято считать, что если дыхание нарушено, это создает нарушение баланса базовых энергий в организме человека и часто приводит к преждевременной смерти вследствие, например, фундаментального нарушения взаимодействия апаны и праны.

Правильно отстроенный контролируемый процесс дыхания делает этот постоянно и неотъемлемо присутствующий в жизни каждого из нас физиологический акт непрерывным процессом накопления и упорядочивания движения энергии. Неправильно отстроенный процесс дыхания превращается в непрерывно работающий механизм, разрушающий тело и дестабилизирующий сознание.

Если говорить о дыхании в контексте практики йоги, то любая технология, использующая преимущественно тело с целью изменения состояния сознания человека, оказывается как минимум малоэффективной, если в процессе практики дыхание оказывается неупорядоченным и хаотичным. Все изменения, которых удается добиться в этом случае, носят спонтанный и непредсказуемый характер. В таком случае, говорить о постепенном направленном изменении нельзя и сориентироваться в постоянно изменяющейся структуре состояний сознания невозможно. И, напротив, правильное дыхание делает самые простые движения тела очень эффективными действиями для перенастройки всего организма в целом и кардинально изменяет состояние сознания.

Изменения состояния сознания в этом случае носят предсказуемый, управляемый и направленный характер. Дыхание является промежуточным, связующим звеном между состоянием тела и состоянием сознания. Сознание и тело оказываются как бы по разные стороны от него. Поэтому для воздействия на сознание оказывается более приоритетным или прямым инструментом как раз дыхание, оно ближе к нему в чисто физиологическом смысле, нежели другие структуры и процессы органического тела. И именно поэтому во многих традиционных школах йоги, ориентированных на развитие осознания человека, считают, что если с телом все более-менее нормально, то тратить время на его доведение до сверхвысоких показателей гибкости, силы или выносливости, к чему часто тяготеют некоторые школы, в том числе традиционной хатха-йоги, может себе позволить только человек, считающий, что он живет вечно в этом конкретном физическом теле.

И этому есть вполне конкретное объяснение.

В теле есть «периферия» – то, что не является критически важным для выживания, и условный «центр», или ядро организма, где сосредоточены все высшие руководящие структуры. Не будет центра – не будет, собственно, и ничего вообще. Так, наши конечности не являются критически важными органами для нашего выживания. Зато от состояния и самого факта наличия головы, например, и главного ее содержимого – мозга, зависит многое. Асан же, непосредственно прорабатывающих содержимое черепной коробки, не существует. Насколько можно судить, шевелить костями черепа еще никто не научился.

Парадокс состоит в том, что мы привыкли слишком много внимания уделять тому, что происходит с периферией – нашими конечностями, например, и именно ими мы хоть как-то управляем. Но мы часто абсолютно не в курсе того, что сейчас происходит, например, с нашими промежностью, нижней частью передней стенки живота или мимическими мышцами, от чего самым непосредственным образом зависит наше здоровье, настроение, работоспособность и самочувствие. Именно ими оно – здоровье и самочувствие – определяется несравнимо больше, чем состоянием рук, ног, или гибкостью позвоночника. Эти же структуры, как мы увидим позже, принимают самое непосредственное участие в правильно простроенном дыхательном цикле. Если не контролировать эти узловые зоны, то окажется, что асана воздействует только на периферию и на состояние организма в целом влияет мало. И именно поэтому ее эффект часто бывает слаб или непредсказуем.

Для того чтобы асана оказывала целостное системное воздействие на весь организм и его функции в целом, необходимо соблюдать некоторые принципы, в том числе и описывающие правильное дыхание. Однако об этом мы поговорим немного позже.

Ниже будет описано несколько упражнений для формирования правильного базового дыхательного навыка. При выполнении этих упражнений очень важно постоянно контролировать полное абсолютное расслабление всего тела, и непрерывное, совершенно плавное движение дыхания. Дыхание должно быть подобным течению большой глубокой реки. Как только возникает утомление или внутреннее напряжение, особенно в области сердца или солнечного сплетения, упражнение прерываем и полностью расслабляемся до полной стабилизации состояния.

Движение 1.

Ложимся на спину, хорошенько вытягивая весь позвоночный столб, и расслабляемся. Руки разворачиваем ладонями вверх. Повторяем цикл манипуляций вниманием, который был описан в статье «Динамика внимания», когда мы учились формировать восприятие внутреннего пространства тела как прозрачной пустой бесконечности.

Когда это состояние сформировано, очень внимательно и плавно начинаем двигаться. Не теряя ощущения прозрачной пустоты и невовлеченности в движение мыслей и образов, ноги вместе, руки разворачиваем ладонями вниз, они остаются лежать по бокам от таза.

На вдохе поднимаем руки перед собой вверх и опускаем на пол за головой. Движение плавное и непрерывное, начинается одновременно с началом вдоха и заканчивается одновременно с его окончанием. На выдохе точно так же поднимаем руки из-за головы вверх и опускаем на пол ладонями вниз по бокам от таза. Тело максимально расслаблено. Нужно расслабиться настолько, чтобы начало казаться, что мы не специально дышим, а вдох и выдох создаются движениями рук.

Теперь обращаем внимание на динамику движения дыхательной мускулатуры во время вдоха: на вдохе тело расширяется снизу вверх, от таза к плечам, на выдохе тело опустошается сверху вниз, от плеч к тазу. Какое-то время дышим только так, наблюдая восходящее расширение на вдохе и нисходящее опустошение на выдохе. Собственно, именно для этого мы сейчас и используем руки, при таком их движении неправильно дышать будет значительно сложнее.

Добавляем напряжение голосовой щели на выдохе. Одновременно с началом выдоха слегка напрягаем голосовую щель, как бы немного перекрывая путь воздушной струе. Выдох получается шипящим, внутри тела появляется ощущение немного повышенного давления. Этот тип дыхания часто называют удджайя-пранаямой. Этот момент очень важен по многим причинам. Обратите внимание на ощущение нарастающей плотности внутри тела по мере выдоха. Если в этот момент внимательно пронаблюдать свои ощущения, легко можно заметить, что тело по мере выдоха становится как бы более плотным и упругим.

Удджайя – это способ удержания внутри тела пранической компоненты воздуха, который мы вдохнули перед этим. Кроме того, звук, который при этом создается, имеет некоторое отношение к целой группе мантр, одна из функций которой – отсечение лишнего, высвобождение ресурсов внимания. Легко заметить, что по мере того, как мы дышим таким образом, внутри становится намного тише и внимание начинает как бы со стороны, не вовлекаясь, наблюдать за привычным движением мыслей и образов.

Благодаря предыдущему приему мы усилили энергетизирующий аспект дыхания. Однако само по себе наличие в системе свободной энергии еще ничего не означает. Это очень легко может вызвать довольно сильную эмоциональную нестабильность. Если сила не упорядочена, это скорее проблема, нежели преимущество. Для того, чтобы упорядочить движение энергии и начать ее накапливать, обратите внимание на нисходящее движение от плеч к тазу дыхательной мускулатуры во время выдоха. Скорее всего, появится ощущение, что по мере выдоха воздух как бы сжимается внутри тела и выдавливается вниз, к нижней части живота. В конечной фазе выдоха мы как бы фиксируем «выдавленный» и «сжатый» воздух в этой области. Для этого мы в конечной фазе выдоха, когда остается выдохнуть еще 20-25% воздуха, слегка подтягиваем мышцы тазового дна и низа живота (пространство от пупка до лобковой кости).

Если все делается правильно, довольно скоро в нижней части живота сформируется ощущение плотности и упругой заполненности, сохраняющееся уже независимо от дыхания. Возможно появление ощущений тепла или жара, пульсации и т.п. Сами по себе эти ощущения никакого значения не имеют, это просто признаки пробуждения одного из самых важных энергетических центров организма. Какое-то время продолжаем дышать, обращая внимание на эти процессы.

Отмечаем еще один момент, имеющий самое непосредственное отношение к собственно психотехнике, связанной с дыханием. Внимательно наблюдаем свое состояние в паузах, которые возникают после вдоха и выдоха. После того, как вдох прекратился, отмечаем ощущение полной заполненности тела воздухом и наблюдаем, как это изменяет наше состояние. Точно так же наблюдаем свои ощущения во время паузы после выдоха.

Если получается, каждую паузу вначале фиксируем на совсем непродолжительное время, примерно на 1-2 секунды. Наблюдаем за тем, как во время пауз постепенно затихает активность движения мыслей и образов. Внимание при этом не соскальзывает в полупросоночное состояние, а, наоборот, обостряется. Оно постепенно освобождается от любой внутренней активности, связанной с обдумыванием чего бы то ни было. Постепенно начнет проявляться и усиливаться ощущение непрерывного переживания момента «здесь и сейчас», самого факта собственного бытия… Это исключительно полезное состояние. Именно через него становится возможным отделение всего того, что нами на самом деле не является, но во многом влияет на нашу жизнь. Это то состояние, в котором возможно ощутить, кто же такой этот «Я» на самом деле. Для начала наблюдаем за тем, как внутри все заполняется тишиной и растворяется в ней…

Каждый из описанных выше пунктов создаст свои, особенные эффекты и состояния. Вначале просто учимся наблюдать их, не вмешиваясь. По мере того, как навык правильного дыхания будет становиться более устойчивым, итоговое состояние сознания будет формироваться все более четко. Так, фиксация внимания в паузах между фазами дыхательного цикла создаст нарастающее расслабление сознания с вовлечением в этот процесс самого процесса дыхания, вслед за ним – тела. Расслабление дыхания ощущается как нарастание продолжительности всех фаз дыхательного цикла: вдоха, выдоха и пауз между ними. Вдох и выдох будут становиться все более плавными и текучими. Постепенно в паузах начнёт пропадать потребность в продолжении дыхания. Не стоит пытаться растягивать эти промежутки «бездыханности» — телу нужно подтверждение того, что всё нормально, мы еще пока не решили совсем перестать дышать, и по первому же требованию кислород оно получит. Как только тело «поверит» в то, что никто не собирается перекрывать воздух полностью, оно очень сильно расслабится, это может ощущаться как мгновенный «провал» в совершенно другое, намного более глубокое состояние. Не пугаемся и не радуемся, это просто этап, который сам по себе ровным счетом ничего не означает. Мы остаёмся в состоянии естественной паузы, как бы со стороны наблюдая движение мыслей и образов. Если мы вовлекаемся в обдумывание потока содержимого сознания, особого смысла продолжать работать вниманием и дыханием не будет – этим мы постоянно с успехом занимаемся и так. Состояние, когда дыхание естественным образом остановлено, называют кевала кумбхакой. Именно с этого момента, собственно, можно говорить о пранаяме как таковой. До этого момента мы занимались тем, что учились дышать. Примерно так же, как в детсве – ходить.

Движение 2.

Отличается от описанного выше только тем, что выполняется стоя или сидя, и руки поднимаются не прямо перед собой, а через стороны. Это дает несколько иные результаты. Из-за того, что мы находимся в вертикальном положении, расслабление не будет таким глубоким. Однако движение рук через стороны вверх на вдохе дает возможность прочувствовать постепенное расправление внутреннего пространства тела по мере вдоха.

То, что ощущается как расправленность тела, помогает расслабить его где-то очень глубоко внутри, притом, что внешне тело может находиться в очень напряженной позиции. Это может дать возможность совершенно по-иному ощутить процессы, разворачивающиеся в теле в асане и во время дыхания и дать возможность научиться управлять ими.

Для формирования правильного навыка дыхания и правильной настройки внимания очень желателен непосредственный «живой» показ и объяснение. Некоторые вещи передаются вне слов, просто на уровне состояний. В каком-то смысле это отличает инструктора от учителя. В качестве первого может выступить и просто какой угодно текст. Второй вне слов передает то главное, что содержит в себе техника. Часто это помогает существенно сэкономить время на их отработку и избежать ошибок. Каждое из описанных здесь движений содержит при всей кажущейся простоте довольно много скрытых нюансов и особенностей. Если вы внимательно сделаете все так, как здесь описано, у вас получится сформировать правильные навыки самостоятельно и самостоятельно сделать все необходимые выводы.

Описанные выше техники являются своего рода стержнем, фундаментом, на котором можно уверенно строить огромное количество других, имеющих более ограниченное функциональное применение, дыхательных техник.

Дыхание – это процесс, который постоянно присутствует в нашей жизни, независимо от того, чем мы занимаемся. Если мы правильно используем этот инструмент, он станет неиссякаемым источником силы, здоровья и удовольствия от самого процесса жизни.

Продолжение следует…

2011.08.04 | Елена Романюк

КЛАССИКА ЖАНРА

Глава 3.

О ПРАКТИКЕ ЙОГИ

Вайю

3.1 В сердце находится сверкающий двенадцатилепестковый лотос, украшенный сверкающими знаками. На лепестках — двенадцать букв от «кa« до «тхa«, двенадцать прекрасных символов.

3.2 Здесь обитает Прана. Её украшают разные желания, её сопровождают прошлые деяния, у которых нет начала; она соединена с самостью (ахамкара).

Примечание: сердце (хрдайям) находится в центре, то есть там, где находится семя «йам«.

3.3 В результате своей изменчивости Прана получает различные названия. Все названия Праны перечислить невозможно.

3.4 Прана, апана, самана, удана, вьяна, нага, курма, крикара, дэвадатта, дананджея.

3.5 Таковы десять основных названий, о которых Я говорю в этой Шастре. Они выполняют все функции, которые порождаются их же действием.

3.6 Из этих десяти первые пять – самые важные, а Прана и Апана, полагаю, – наиглавнейшие.

3.7 Прана живёт в сердце, Апана – в области ануса, Самана — вокруг пупа, Удана — в горле, а Вьяна — движется по всему телу.

3.8 Остальные пять вайю отвечают за такие функции в теле: отрыжка, открытие глаз, голод и жажда, зевота, а также икота.

3.9 Тот, кто таким образом осознаёт микрокосмос тела, освобождаясь от ненужных деяний, достигает высших состояний.

Гуру

3.10 А теперь поведаю тебе о том, как легко достичь успехов в Йоге; зная об этом, Йогины не могут не преуспеть в практике Йоги.

3.11 Лишь то знание, что передано устами Гуру, несёт в себе силу и пользу. Знание, переданное иначе, не приносит ни плодов, ни силы и может причинить боль.

3.12 Тот, кто предан познанию, внимая безоговорочно своему Гуру, вкушает плоды такого познания.

3.13 Несомненно, что Гуру – и отец, и мать, и равен Богу. И следует ему служить и помыслами, и словами, и деяниями.

3.14 Благосклонностью Гуру достигается благо. И следует Гуру служить ежедневно, иначе нечего ожидать благосклонности.

3.15 Приветствовать Гуру должно так: трижды обойти вокруг него и затем прикоснуться правой рукой к его лотосовым стопам.

Адикари

3.16 Тот, кто обрёл контроль над собой, несомненно достигает успеха посредством уверенности; неуверенный не достигнет успеха. Таким образом, укрепившись в уверенности, в Йоге следует упражняться старательно и настойчиво.

3.17 Тот, кто предается чувственным удовольствиям или водит дружбу с недобрыми людьми, не имеет уверенности, не почитает своего Гуру, посещает всевозможные собрания без разбора, не может удержаться от ложных и тщетных споров, кто жесток в своих речах и не приносит радости Гуру, — тот никогда не достигнет успеха.

3.18 Первое условие успеха – это твёрдая уверенность в том, что успех (видья) неизбежен и достижим; второе условие – это непреклонность; третье – почтение к Гуру; четвёртое – осознание единства всего сущего; пятое – контроль над органами чувств (восприятия); шестое — умеренное питание. Седьмого условия нет.

3.19 После того, как найден знающий Йогу Гуру и получены наставления в Йоге, следует упражняться тщательно и настойчиво, и в соответствии с методом, изложенным Наставником.

Место

3.20 Йогину следует отправиться в красивое и приятное уединенное место, и там, умостившись на подстилке из травы куша, принять падмасану и заняться упорядочением дыхания.

3.21 Мудрый учащийся держит тело прямо и неподвижно, сложив ладони перед грудью и приветствует Гуру по левую сторону. Кроме того, он приветствует Ганешу по правую сторону, а затем – и хранителей миров, и богиню Амбику по левую сторону.

Пранаяма

3.22 Затем мудрый ученик закрывает большим пальцем правой руки пингалу (правую ноздрю), вдыхает через иду (левую ноздрю) и заключает воздух внутри, удерживая дыхание, так долго как может. Затем он медленно и без усилий выдыхает через правую ноздрю.

3.23 Затем он снова вдыхает через правую ноздрю, удерживает дыхание так долго, как может, и затем медленно, спокойно и без усилий выдыхает через левую ноздрю.

3.24 В соответствии с указанным методом Йоги следует сделать кумбаку двадцать раз. Выполнять это упражнение следует ежедневно без исключений и пропусков, освободившись от любых пар противоположностей (т. е., любовь – ненависть, сомнение – утверждение и проч.)

3.25 Выполнять указанные кумбхаки следует четыре раза в сутки: (1) ранним утром с восходом Солнца, затем (2) в полдень, затем (3) на закате и в конце концов – (4) в полночь.

3.26 Если указанное упражнение выполнять регулярно и ежедневно в течение трёх месяцев, то телесные нади (тонкие энергетические токи) несомненно будут полностью очищены.

3.27 Когда таким образом просвещённый Йогин очистит нади, то, освободившись от нечистот, он сможет приступить к первой стадии практики Йоги, называемой арамба.

3.28 Существуют признаки, по которым можно определить, что нади тела Йогина очищены. Вкратце, эти признаки таковы:

3.29 Тело Йогина, упражняющегося в пранаяме, становится гармонично развитым, источает приятный запах, и прекрасно выглядит. Во всех видах Йоги представлены четыре стадии пранаямы: (1) начальная стадия или арамба аваста; (2) стадия со-действия самости и высшего Я или гата аваста; (3) стадия знания или паричайя аваста; и (4) завершающая стадия или нишпатти аваста.

3.30 Я уже описал начальную стадию пранаямы или арамба аваста; остальные стадии Я опишу далее. Они разрушают все следствия неразумных деяний и скорби.

3.31 Тело Йогина приобретает следующие качества: здоровый аппетит, хорошее пищеварение, благожелательность, красоту, смелость, энтузиазм и наполненность силой.

3.32 А теперь Я опишу великие препятствия на пути к Йоге, которых следует избегать; ибо, избавившись от них, Йогин легко пересекает океан мировой скорби.

То, от чего следует отречься

3.33 Йогину следует отречься от кислой, вяжущей, острой, горькой, солёной пищи, от горчицы, и иных слишком горьких продуктов; от долгой хотьбы и раннего купания (до восхода солнца); от пищи, жареной в растительном масле; от воровства, убийства и враждебного отношения к окружающим; от гордыни, двойственности, хитрости; от постов, лжи и мыслей кроме как об освобождении; от жестокого обращения с животными, чрезмерного общения с женщинами, от лежания у огня, а равно и смотрения на огонь, сидя у него; от долгих речей, приятных либо неприятных, а равно и от переедания.

Средства

3.34 Теперь я поведаю тебе о средствах, с помощью которых успех в Йоге достигается быстро. И держать их следует в тайне, тогда успех придет несомненно.

3.35 Великому Йогину следует соблюдать следующие предписания: употреблять очищенное масло, молоко, и иную пищу со сладким вкусом; а равно и бетель без лайма, камфору; говорить лишь добрые слова, иметь в своём распоряжении уединённое место с неприметным входом; слушать речи об истине; исполнять свои домашние обязанности без привязанности (вайрагья), воспевать имя Вишну, слушать лишь приятную музыку, иметь терпение и быть постоянным, всепрощающим, строгим к себе, выполнять очистительные процедуры, быть скромным, быть приверженным своему Гуру и служить ему.

3.36 Когда воздух входит через солнце (т.е., когда дыхание течет преимущественно через Пингалу, правую ноздрю), Йогину следует принимать пищу. Когда воздух входит через луну (т.е., когда дыхание течет преимущественно через Иду, левую ноздрю), Йогину следует отходить ко сну.

3.37 Не следует уюражняться в Йоге ни сразу же после еды, ни на слишком голодныЙ желудок. Перед началом тренировки можно съесть немного молока и масла.

3.38 После того, как ученик как следует утвердится в своей практике, нет необходимости и в соблюдении указанных ограничений. Ученику следует регулярно принимать пищу в небольшых количествах и практиковать кумбаку ежедневно в установленное время.

3.39 Если Йогин может по своей воле регулировать движение воздуха и остановливать дыхание в любое время и на любое время по собственному желанию, то, конечно же, он достиг успеха в кумбаке. А по достижении успеха в кумбаке, что может быть неподвластным Йогину?

Первая стадия

3.40 На первой стадии пранаямы тело Йогина начинает покрываться испариной. Когда тело покрывается испариной, Йогину следует тщательно втереть её в кожу, иначе тело его утрачивает силу.

Вторая и третья стадии

3.41 На второй стадии тело охватывает дрожь, на третьей – тело начинает подпрыгивать, как лягушка, а на более высоких стадиях практики адепт ходит по воздуху.

Вайю-сиддхи

3.42 Когда Йогин, сидя в падмасане, поднимается в воздух, тогда становится понятно, что он приобрел Вайю-сиддхи (совладал со стихией воздуха), которые разрушают тёмные аспекты мира.

3.43 Но пока он не достиг такого уровня, Йогину следует продолжать упражняться и придерживаться всех описанных правил и ограничений. Следствием усердной практики пранаямы есть сокращение продолжительности сна, а также уменьшение количества кала и мочи.

3.44 Ясно осознающий Йогин освобождается от болезней, горестей и печалей, а равно и от дурно пахнущих пота и слюны, и от глистов.

3.45 Когда каппа, вата и питта в теле Йогина приведены в равновесие, тогда он безнаказанно может пренебречь предписаниями в отношении диеты и отдыха.

3.46 И не повредят Йогину ни слишком большое количество пищи, ни слишком малое, ни полное ее отсутствие. Лишь путём постоянной тренировки Йогин приобретает Бучари-сиддхи, то есть способность передвигаться, подобно лягушке, которую вспугнули хлопком в ладоши.

3.47 Сложных и практически непреодолимых препятсвий на пути к достижению состояния Йоги неисчислимое множество, однако Йогину следует продолжать упражнение, несмотря ни на что, и даже на волоске от смерти.

3.48 Далее, для устранения всех препятствий ученику следует беззвучно повторять пранаву ОМ, сидя в укромном месте, контролируя ораны восприятия.

Примечание: все три звука, составляющие ОМ, следует произносить ясно.

3.49 Путём упорядочения дыхания мудрый ученик несомненно освобождается от всей своей кармы, приобретённой в настоящей жизни или в прошлом.

3.50 Практикой шестнадцати упражнений кумбака великий Йогин уничтожает последствия как добродетелей, так и проступков.

3.51 Пранаяма очищает подобно огню, сжигающему гору хлопка; Йогин становится непогрешимым; затем, она уничтожает связь и с его добродетелями.

3.52 Могучий Йогин, обретя упражнением в пранаяме восемь видов психической энергии и, перейдя океан добродетелей и проступков, безпрепятственно движется в трёх мирах.

Увеличение продолжительности

3.53 Затем постепенно ему (Йогину) следует довести продолжительность практики до трех гати (то есть, упражняться в кумбаке в течение полутора часов за 1 раз). Таким упражнением Йогин несомненно приобретает все желанные силы (способности).

Сиддхи или способности

3.54 Йогин приобретает следующие силы (способности): Вакья-сиддхи (способность к пророчеству), Камачари (способность перемещаться куда угодно в пространстве по желанию), Дурадршти (способность к ясновидению), Дурашрути (способность к яснослышанию), Сукшмадришти (способность к видению тонких энергий), Пракайяправешана (способность проникновения в тела других существ), способность превращать неблагородные металлы в золото, потирая их своими калом и мочёй, способность становиться невидимым и, наконец, способность передвигаться по воздуху.

Гата Аваста

3.55 Когда упражнением в пранаяме Йогин достигает состояния гата (кувшин для воды), тогда для него перестаёт существовать недостижимое в этом круге вселенной.

3.56 Считается, что гата — это такое состояние, в котором Прана и Апана вайю, нада и бинду, дживатма (Человеческий Дух) и Параматма (Вселенский Дух) объединяются и со-действуют.

3.57 Когда Йогин приобретает способность удерживать дыхание в течение трех часов, тогда чудесное состояние пратьяхары достигается непременно.

3.58 При восприятии любого объекта Йогину следует видеть в нём дух. Когда наступает понимание способа действия различных органов восприятия, тогда их можно подчинить воле.

3.59 После того как Йогин посредством усердного упражнения приобретает способность выполнять одну кумбаку в течение полных трёх часов, когда Йогин удерживает дыхание в течение восьми данда (т.е., 3 часа), тогда он может балансировать на большом пальце руки; однако, другим он кажется безумным.

Паричайя

3.60 Далее, неустанно упражняясь, Йогин достигает состояния паричайя-аваста. Когда воздух, покинув солнце и луну, недвижим и непоколебим в простанстве тока сушумны, тогда он принимает состояние паричайя.

3.61 Когда посредством упражнения в Йоге Йогин постигает силу действия (крийя-шакти) и пробивается сквозь шесть чакр, и достигает устойчивого состояния паричайя, тогда, во истину, Йогин постигает триединую суть кармы.

3.62 Затем, да разрушит Йогин множественные кармы посредством пранавы (ОМ), и да совершит он кайявьюха (таинственный процесс организации разнообразных сред тела), чтобы постичь в страдании или в радости последствия всех деяний в течение одной жизни, не перерождаясь.

3.63 Затем, Йогину следует упражняться в пятиступенчатом сосредоточении на Вишну; этим упражнением постигаются все пять стихий и устраняется их боязнь. (Ни земля, ни вода, ни огонь, ни воздух, ни пространство не могут нанести ему вреда).

Примечание: Йогину следует выполнить 5 кумбак у каждой чакры.

3.64 Йогину следует практиковать состредоточение таким образом: пять гати (2,5 часа) — в адхара лотосе (Муладхара), пять гати — в основании лингама (Свадиштана), пять гати — в области непосредственно над ним (в основании пупка, Манипура), столько же — в сердце (Анахата), пять гати — в основании горла (Вишуддха) и, наконец, пять гати — в межбровьи (Аджняпур). В результате этого упражнения стихии прекращают наносить какой бы то ни было вред великому Йогину.

3.65 Мудрый Йогин, постоянно упражняющийся в сосредоточении, не умирает в течение сотен циклов великого Браммы.

Нишпатти

3.66 Затем, в результате постепенного упражнения, Йогин достигает стадии нишпатти аваста (завершающая стадия). Йогин, уничтоживший все изначально существовавшие семена кармы, утоляет жажду из источника бессмертия.

3.67 Когда дживан-мукта (т.е., освобожденный при жизни) и познавший покой Йогин посредством упражнения достигает совершенного состояния самадхи и приобретает способность вызывать это состояние по желанию, тогда пусть Йогин объединит разум с воздухом и, используя крийя-шакти, совладает с шестью центрами и растворит их в силе, которую называют джняна-шакти.

3.68 Я описал способы управления воздухом, чтобы устранить препятствия (стоящие на пути Йогина); посредством описанной Вайю-садханы устраняются все страдания и радости в круге этой вселенной.

3.69 Когда опытный Йогин, поместив язык у основания нёба, может пить Прана-вайю, тогда наступает растворение.

3.70 Когда умелый Йогин, зная законы действия Праны и Апаны, может пить холодный воздух через рот, сложенный в форме клюва ворона, тогда он приобретает право на освобождение.

3.71 Мудрый йогин, который каждое утро пьет нектар воздуха в соответствии с определенными правилами, уничтожает усталость, лихорадку, гниение и старость, а равно и повреждения.

3.72 Когда, повернув язык вверх, Йогин приобретает умение пить нектар, источаемый луной, расположенной в межбровье, то в течение месяца он побеждает страх смерти.

3.73 Когда Йогин, плотно перекрыв голосовую щель надлежащим образом и созерцая богиню Кундалини, пьет источаемый луной нектар бессмертия, он становится мудрецом или поэтом в течение шести месяцев.

3.74 Если пить воздух через рот, сложенный в форме клюва ворона, по утрам и в сумерках, представляя при этом как воздух движется к истокам Кундалини, то можно излечить даже туберкулёз лёгких.

3.75 Когда мудрый Йогин пьет жидкость и днем, и ночью через вороний клюв, его болезни уничтожаются и он, во истину, обретает способность к ясновидению и яснослышанию.

3.76 Когда, крепко сомкнув зубы и подняв язык вверх, мудрый Йогин медленно пьет нектар, он в кратчайшее время побеждает страх смерти.

3.77 Тот, кто ежедневно выполняет это упражнение в течение шести месяцев, очищается и излечивается от болезней.

3.78 Если Йогин выполняет это упражнение в течение года, он приобретает состояние байрава, приобретет различные способности и овладевает всеми стихиями.

3.79 Если Йогин может удерживать язык, повернув его вверх, хотя бы полсекунды, он освобождается от болезней, страха смерти и старости.

3.80 Во истину, не умрет тот, кто созерцает, повернув язык вверх, питаясь животворящим нектаром или Праной.

3.81 Упражняясь в описанном дыхании и в Йоге, ученик становится подобным непревзойдённому Камадэва; он более не испытывает ни голода, ни жажды, ни потребности во сне.

3.82 Применяя описанные методы, Йогин становится совершенно независимым в миру. Для него не существует препятствий, он может следовать куда угодно.

3.83 Выполняя описанные упражнения, он освобождается от перерождений; он более не подвержен ни добродетелям, ни пороку, наслаждаясь вечным благом.

Асана

3.84 Существуют 84 асаны и их ранообразные разновидности. Из них обязательно следует освоить четыре, а именно: сиддасану, падмасану, уграсану и свастикасану.

Сиддасана

3.85 Сиддасана, ведущая ученика к успеху, такова: аккуратно и без агрессии прижав пяткой одной ноги йони, Йогину следует поместить пятку другой ноги над лингамом; при этом глаза следует поднять вверх и зафиксировать взгляд в межбровьи и обуздать органы восприятия. Туловище следует держать совершенно прямым. Упражняться следует в укромном и тихом месте.

3.86 Тому, кто желает быстро достичь состояния Йоги, следует освоить сиддасану и заниматься упорядочением дыхания.

3.87 Благодаря этой асане, Йогин, покидая мир проявлений, достигает высочайшей цели. Во всем мире нет более тайной асаны, чем эта. Созерцая в этой асане, Йогин очищается.

Падмасана

3.88 А теперь я опишу падмасану, которая излечивает все недуги: скрестив ноги, осторожно уложи стопы на бедра (т.е., правую стопу – на левое бедро, а левую стопу – на правое); аккуратно уложи руки на бедра; направь взгляд на кончик носа, прижми язык к десне за корнями верхних зубов. Не опуская подбородка, расправь грудную клетку. Затем, медленно вдыхая воздух, наполни им грудную клетку, и так же медленно и непрерывно выдыхай.

3.89 Не каждому дано упражняться в этом. Лишь мудрый достигает успеха.

3.90 Упражнение в этой асане несомненно незамедлительно и полностью уравновешивает жизненно-важные телесные ветры ученика, и они слаженно текут в его теле.

3.91 Сидя в падмасане, осознав действия Праны и Апаны, и упорядочив дыхание, Йогин достигает освобождения. Во истину, Я говорю правду.

Уграсана

3.92 Вытяни ноги перед собой и, держа их не смыкая, охвати голову обеими руками и уложи ее на колени. Такова уграсана; она ограничивает движение ветра у основания пупка, устраняет вялость и скованность тела; её также называют пашчима-уттана (поза вытягивания задней поверхности тела). Мудрец, который ежедневно выполняет эту знатную позу, во истину способен вызывать ток ветра вверх через анус.

3.93 Тот, кто упражняется в этом, обретает все сиддхи; поэтому, тому, кто желает постичь силу, следует усердно упражняться в этой асане.

3.94 Всё это следует держать в строгой тайне и не открывать кому попало. Это упражнение – один из способов обретения Вайю-сиддхи. Оно устраняет многие страдания.

Свастикасана

3.95 Помести ступни обеих ног между бедрами и голенями, держи тело ровно и сиди расслаблено. Такова свастикасана.

3.96 В этой позе мудрый Йогин занимается упорядочением дыхания. Его тело становится неподверженным никаким недугам и он обретает Вайю-сиддхи.

3.97 Эту позу также называют суккасана, т.е, лёгкая поза. Йогину следует сохранять в тайне свастикасану, приносящую благо.

Конец главы

Перевод А.Рожнов, 2006

2011.03.01 | Елена Груздева

Вдох и выдох… Человек дышит всегда, но что он знает о наиглавнейшем процессе в организме – дыхании?

Процесс дыхания очень тесно связан с состоянием сознания. Кто каким-либо образом экспериментировал с дыханием, знают об этом. Поэтому в настоящее время существует много дыхательных систем, построенных на волевом вмешательстве в процесс дыхания. Современные дыхательные практики Бутейко, Фролова, холотропное дыхание, реберфинг представлены как вид нетрадиционной медицины. В них сложно разобраться- есть мнения о чудодейственном влиянии этих техник, но есть и примеры с негативными последствиями.
Читать далее

Просмотров: 214 | Добавил: tfuldnon | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

200

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031